Свалова Наталья Леонидовна, музыкальный руководитель.
Картотека народных игрЦель: · Знакомство дошкольников с историческим прошлым своего народа с его традициями, обрядами, народными играми; · Воспитание детей в лучших традициях уважения и любви к предкам и родному краю; · Развитие духовности, нравственности, патриотических чувств. · · Русские народные календарные игры. Игры - своеобразная школа ребёнка. В них удовлетворяется жажда действия; предоставляется обильная пища для работы ума и воображения; воспитывается умение преодолевать неудачи, переживать неуспех, постоять за себя и за справедливость. В играх – залог полноценной душевной жизни ребёнка в будущем. Неоценимым национальным богатством являются календарные народные игры. Они вызывают интерес не только как жанр устного народного творчества. В них заключена информация, дающая представление о повседневной жизни наших предков - их быте, труде, мировоззрении. Игры были непременным элементом народных обрядовых праздников. Наши предки с удовольствием участвовали в забавах, которые сопровождались песнями плясками, хороводами. В картотеке представлены музыкально-обрядовые игры для детей старшего дошкольного возраста, поскольку они сложнее и развивают не только музыкальные, но и творческие способности, а так - же хорошо подходят для проведения детских фольклорных праздников.
Пасха. «Игра с яйцами». Чьё яйцо дольше покрутится? Играющие раскручивают яйца. Победитель тот, у кого дольше всех крутится яйцо. Катание яиц с горки. Чьё яйцо дальше укатится, тот и победитель. Играющие произносят: »раз, два,три! Бьются яйцами: яйцо об яйцо. Чьё яйцо разобьётся или даст трещину, тот выбывает из игры. Красная горка. «В круги». Выбирается водящий. Играющие образуют круг. В центре с закрытыми глазами стоит водящий. Играющие ходят вокруг него и поют:
Отгадай, чей голосок, Становится во кружок. И скорей кого-нибудь Своей палочкой каснись. Отвечай поскорей. Отгадать поторопись. Затем останавливаются, а водящий ощупывает у всех головы. Тот, кого он верно назовёт по имени, идёт в круг.
Троица «В крест». Выбираются девушки-русалки. Они выбегают из-а угла (раньше было-из воды). Остальные играющие стараются от них убежать. Играющие должны, как только завидев русалок, быстро нарисовать крест и встать на него. Кто не успеет, того «русалки забирают к себе, и они помогают «русалкам» ловить остальных играющих. «Салки с мячом». Водящий может догонять только того играющего, у которого в руках мяч. Мяч можно передавать от одного играющего к другому. Вербная неделя. «Верба-вербочка». Дети выбирают девочку и мальчика. Те встают в два круга, образованные играющими. Дети водят хоровод, напевая: Верба, верба, вербочка, вербочка кудрявая, Не расти, верба, во ржи, расти, верба, на меже. Как во городе царевна посреди круга стоит, Её ветер не берёт, канарейка гнездо вьёт. На слово «вьёт девочка и мальчик разрывают свои круги и делают «воротики». Дети проходят в них, продолжая припевать: Люди спросят: «Кто такой?» , Катя скажет: «Милый мой» В конце девочка и мальчик танцуют.
Покров. «Заря – заряница». Выбираются двое водящих. И водящие, и играющие ходят по кругу с каруселью. Затем идут хороводом и поют: Заря-заряница, красная девица, По полю ходила, ключи обронила. Ключи золотые, ленты расписные. Один, два, три - не воронь, А беги, как огонь. На последние слова водящие бегут в разные стороны. Кто первый возьмёт освободившуюся ленточку, тот и победит. Оставшийся выбирает себе следующего напарника. Успение (Дождинки) «Кто с нами»? Играющие встают вкруг. Выбирается водящий, который показывает движения, а остальные их повторяют. Поют: - Кто с нами, кто с нами пашенку пахати? -Мы с вами, мы с вами пашенку пахати. -Кто с нами, кто с нами жито рассевати? -Мы с вами, мы с вами жито рассевати. -Кто с нами, кто снами жито косити? -Мы с вами, мы с вамижитокосити. -Кто с нами,кто с нами жито молотити? -Мы с вами, мы с вами жито молотити. -Кто с нами, кто с нами муку молоти? (И так далее).
Рождественский сочельник. «Два мороза». На противоположных сторонах площадки отмечают два « дома». Играющие располагаются в одном «доме». Выбирают два «мороза»: Синий нос и Красный нос. Морозы говорят: Два мороза удалые, Я - Мороз Красный Нос, Я - Моро Синий нос. Кто из вас решится В путь – дороженьку пуститься? Дети отвечают: « Не боимся мы угроз и не страшен нам мороз». После слова «мороз» все играющие перебегают в «дом» на противоположную сторону площадки, а «морозы» стараются их «заморозить», коснувшись кого-нибудь рукой. «Масло». Один из играющих – «масло» - садится на салазки, а другой – возит его. Остальные стремятся «отведать масла» и с этой целью стараются дотронуться до него. Возница защищает «масло», причём если он до кого дотронется, то последний становится «маслом». А бывший «маслом» - возит.
Зимние Святки «Бабка». Играющие загадывают друг другу загадки, причём загадки произнося вслух, но отгадать её должен только рядом стоящий, который в свою очередь загадывает загадку своему соседу. Не отгадавшего трёх – пяти загадок штрафуют. Ему назначают выполнить какое-либо задание (петь, станцевать, подмести пол и т.д.) «Прялица». Играющие, взявшись за руки, образуют круг. В середине круга стоит «жених». Играющие ходят по кругу, приговаривая: Прялица, кокорица моя. С горя выброшу на улицу тебя; Стану прясть да попрядывать, На беседушку поглядывать. После этих слов «жених» выбирает себе «невесту». Игра продолжается. Другой «жених» выбирает себе «невесту».
Масленица. «Горелки».
Играющие поют: Гори, гори ясно, Чтобы не погасло! Глянь на небо: Птички летят, Колокольчики звенят! Затем все встают вкруг. Считалкой выбирают, кому водить. Выбранный закрывает глаза, приговаривает: -Где стоите? Дети отвечают: -У ворот! Что продаёте? - Квас! - Лови же нас! Как только произнесены последние слова ,последняя пара – врассыпную: один – направо, другой – налево. «горящий» бегает за ними и старается поймать. Кого ловит – тому «гореть». «Дрёма». Дети образуют круг, в центре круга садится «Дрёма». Все водят хоровод и поют: Сиди, Дрёма, сиди , Дрёма, Выбирай-ка, Дрёма, выбирай-ка. Дрёма. Бери, Дрёма, бери, Дрёма. «Дрёма» встает со стула и выбирает кого-нибудь из круга. Этот человек становится «Дрёмой, а кто им был встаёт в круг.
«Ручеёк». Число играющих должно быть нечётным. Игроки делятся на пары, встают друг против друга ,берутся за руки и поднимают их высоко над головой, образуя своеобразный тонель. Один игрок, которому нет пары, встаёт в начале этого тонеля и проходит через него. Остальные игроки поют: Ручеёк.ручеёк! Лейся, лейся, ручеёк! Из реки бери водицу, чтобы мы могли напиться. Игрок, который проходит сквозь тоннель, может выдернуть из него любого игрока и образовать с ним пару в самом конце тоннеля. Тогда тот, кто остался в одиночестве, должен поменяться с ним ролями. Победителей и побеждённых нет, а о времени, в течение которого она будет продолжаться, игроки договариваются между собой сами. «Баба – Яга». Водящий – Баба-Яга – находится с завязанными глазами в центре круга. Играющие ходят по кругу, не заходя в него. Один из играющих произносит: В темном лесу избушка стоит задом наперёд, В той избушке есть старушка, бабушка, Бабушка Яга живёт. У неё глаза большие, дыбом волосы стоят. Ух и страшная какая, наша бабушка Яга! На последнем слове играющие входят вкруг и прикасаются к Бабе Яге. Она старается кого-либо поймать. Пойманный становится бабой Ягой. «Бабка Ёжка». В середину круга встаёт водящий – Бабка Ёжка. В руках у неё «помело». Вокруг бегают играющие и дразнят её: Бабка Ёжка– костяная ножка. С печки упала, ногу сломала, А потом и говорит: « У меня нога болит». Пошла она на улицу – раздавила курицу. Пошла на базар – раздавила самовар. Бабка Ёжка скачет на одной ноге и старается кого - нибудь коснуться «помелом». К кому прикоснётся – тот замирает. «Жмурки». Выбирается «жмурка». Ему завязывают глаза, заставляют повернуться несколько раз вокруг себя. Между играющими и «жмуркой» происходит диалог: - Кот, Кот, на чём стоишь? На квашне. - Что в квашне? -Квас.- Лови мышей, а не нас. После этих слов участники игры разбегаются, а «жмурка» их ловит. Кого он поймал – становится «жмуркой».
«Барашек серенький». Играющие выбирают «барашка», образуют вокруг него круг, ведут хоровод и поют: Ты барашек серенький,с хвостиком беленьким. Мы тебя поили, мы тебя кормили. Ты нас не бодай , лучше с нами поиграй. Ну, давай-же, догоняй! Когда игроки допоют, они разбегаются по игровой площадке. «Барашек бежит за кем-то и старается поймать. Если ему это удаётся, он меняется ролями с пойманным игроком. «Совушка, сова». Сначала выбирают «сову». Игрок встаёт в середину игровой площадки, а остальные поют: Уж ты совушка-сова, большая голова. День наступает, сова засыпает и всё сразу оживает! Игроки разбегаются по игровой площадке. Они могут бегать друг за другом, прыгать или танцевать, а «сова» в это время стоит неподвижно, но вскоре ей это надоедает – и она поёт: Ночь наступает, всё замирает! Все игроки замирают и стоят неподвижно. Если кто-то пошевелится, сова его забирает. Игра начинается сначала. «Мышки – норушки». Участники делятся на две команды. Одна из них образует круг, взявшись за руки. Это - «мышеловка», оставшиеся игроки выполняют роль мышей. Игроки « мышеловки» водят хоровод и поют: Ох уж мыши надоели, развелось их аж не счесть. Всё погрызли, всё поели, норовят везде успеть. Мыши в это время ходят вокруг круга. Игроки «мышеловки поднимают сцепленные руки вверх, а мыши начинают вбегать и выбегать из мышеловки. Игроки «мышеловки» поют: Берегитесь вы, плутовки, доберёмся мы до вас. Как поставим мышеловку, переловим всех тотчас. «Мышеловку» захлопывают, несколько «мышей» оказываются пойманными и встают в круг. «Золотые ворота». Участвовать в этой игре может более 15 человек. Они делятся на две команды, а в командах образуются пары. Пары встают лицом друг к другу и берутся за руки, чтобы получились «ворота». Остальные игроки образуют цепочку, они берутся за руки и пытаются все вместе как можно быстрее пройти между «воротами». Ворота поют: Тра-та-та, тра-та-та, отворяем ворота. Золотые ворота, поспешайте все сюда. Пропускаем раз, пропускаем два, а на третий раз – не пропустим вас. Пропев эту фразу, «ворота» опускают руки. Те, кто не успел пройти становятся « воротами». Если «ворота» поймали всех игроков, то они считаются победителями.
«Музыкальные кошки – мышки». Участники этой игры должны образовать круг и взяться за руки. Следует заранее выбрать «кошку» и «мышку». «Мышка» находится внутри круга, «кошка» - снаружи и пытается поймать её. Но игроки защищают «мышку». «Кошка» должна разорвать круг игроков или как-то по другому проникнуть в круг и достать «мышку». «Мышке разрешается убегать от «кошки», выбегать из круга и вбегать в него. Игроки поют: Уж ты, серенький коток, не ходи ты в погребок. Не ходи ты в погребок по сметану, по творог. Котишко – мурлышко, серенький лобишк. Не тронь сметану, оставь Степану. Когда «кошка» поймает «мышку», то они встают в круг. Потом выбирают новых «кошку» и «мышку». «Боярская игра». Игроки делятся на две команды – «бояр-хозяев» и « бояр-гостей». Участники обеих команд встают по разные концы игровой площадки и берутся за руки. «Бояре-гости» поют: - Бояре, а мы к вам пришли, молодые, а мы к вам пришли. Участники поющей команды шагают сначала до середины площадки, а потом отходят назад. Затем в игру вступают «бояре-хозяева», которые поют в ответ: - Бояре, вы зачем пришли? Молодые, вы зачем пришли?... - Бояре, мы невесту выбирать, молодые, мы невесту выбирать… - Бояре, а какая вам мила? Молодые, а какая вам мила?... Бояре, нам вот эта мила, молодые, нам вот эта мила. Далее один и «гостей-бояр» пытается разбить цепь «бояр-хозяев»
«Селезень и утка». Игроки образуют круг, в середине которого ставят «утку». «Селезень» остаётся за кругом и старается ворваться в него, чтобы поймать «утку». Игроки поют: - Селезень ловил утку, молодой ловил серую. - Поди, утица, домой, поди, серая , домой. У тебя семеро детей, а восьмой – селезень. Если «селезню» удаётся ворваться в круг и поймать «утку», то они меняются ролями. Медведь в бору. Из числа игроков выбирают «медведя». Остальные игроки идут в лес за грибами и ягодами и при этом поют: У медведя на бору грибы-ягоды беру! А медведь сидит, на меня рычит. Медведь поостыл – на печи застыл! При этих словах «медведь» до сих пор дремавший, тихо ворочается, потягивается и, словно нехотя, идёт на детей, которые от него убегают. Затем «медведь» бежит уже стремительнее и ловит кого-то из убегающих от него игроков. Пойманный становится «медведем». Каравай. Дети водят хоровод, в центре круга именинник. Дети поют: - Как на Машины именины испекли мы каравай. - Вот такой вышины, вот такой нижины! - Вот такой ширины, вот такой ужины! - Каравай, каравай, кого любишь – выбирай ( пение сопровождается определёнными действиями). Именинник говорит: - Я люблю вас всех, а вот его (указать кого) больше всех! Игра продолжается до тех пор. Пока все игроки не будут названы. «Летят – не летят». Выбирают двух водящих. Остальные играющие стоят, образуя круг. Водящие в центре круга. Играющие должны или поднимать руки вверх и говорить «Летят», или махать руками, приговаривая: «Не летят», отвечая тем самым на слова водящего. 1. Грачи летят, на всю Русь кричат: - Гу-гу-гу! Мы несём весну! 2. Журавли летят, на всю Русь кричат: - Гу-гу-гу! Не догнать нас никому! 3. Пчёлы летят, бунчат, гудят: - Жу-жу-жу! Медову несу еду! 4. Поросята летят, поросята визжат: - Хрю-хрю-хрю! Надоело нам в хлеву! 5.Медведи летят , во всё горло кричат: - Ры-ры-ры-! Не пустим вас в боры! 6. Комары летят, звенят, пищат: - Зы-зы-зы! Наточим наши носы! Ответивший неправильно выбывает из игры.
7 октября 2020 в 07:19
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.